«Новотранс» разработал технологию идентификации колесных пар на базе ИИ и биг дата

ООО «Новотранс Актив» получило патент на изобретение «Система и способ идентификации железнодорожных номерных деталей по изображению их поверхностей с клеймами и знаками маркировки». Одним из практических применений запатентованного способа стала оптическая идентификация колесных пар (КП) по изображению торца оси с клеймами и знаками маркировки. Новая технология позволяет идентифицировать КП на вагоноремонтном предприятии (ВРП) не более чем за две секунды, сообщила компания на своем сайте.

По новой технологии оптическая идентификация производится не только по текстовому представлению номера на детали, но и по косвенным признакам, то есть по «отпечатку» (набор особенностей взаимного расположения элементов идентифицирующей информации, выбитых на поверхности правого торца оси КП). Это позволяет идентифицировать детали с плохо читаемыми номерами, различать между собой детали с одинаковой маркировкой (дубликаты).

Мастеру ВРП достаточно сфотографировать торец оси КП с помощью мобильного терминала. Терминал передает изображение на сервер обработки системы (учетная информационная система, созданная «Новотрансом»), которая идентифицирует деталь по «отпечатку» с использованием нейронных сетей глубокого обучения. После оптической идентификации КП на ВРП к ней «привязывается» RFID-метка, с помощью которой можно получить «паспорт» узла и другую информацию при выполнении операции и перемещении детали внутри предприятия.

Разработанная система позволяет вести регистрацию всех технологических операций с КП на ВРП через мобильный терминал с мест их проведения в режиме онлайн, исключая этапы переноса данных вручную с бумажных носителей. Для минимизации влияния человеческого фактора на достоверность данных замеры геометрических параметров КП осуществляются с помощью специализированного оборудования компании РИФТЭК, поддерживающего передачу данных по Bluetooth сразу на мобильный терминал.

Система, созданная на базе искусственного интеллекта, интернета вещей (IoT) и технологии Big Data, позволит «оцифровать» процессы по ремонту КП, их учету с сохранением всей информации в созданном «Новотрансом» банке данных, а также значительно увеличить производительность труда на ВРП.

В 2020 году запланировано внедрение новой технологии на всех ВРП холдинга «Новотранс». Кроме того, в планах на 2020 год – проведение работ по интеграции учетной информационной системы и индексной базы «отпечатков» ВРП «Новотранс» с Сервисом контроля жизненного цикла грузовых вагонов на блокчейн-платформе «Распределенный реестр данных» ОАО «Российские железные дороги».