Минтранс РФ предложил проект закона по регулированию карпулинга

Министерство транспорта РФ предложило упорядочить карпулинг — совместное использование частных с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. Соответствующий проект закона размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Публичное обсуждение продлится до 12 декабря.

Сейчас, отметило ведомство в материалах к законопроекту, агрегаторы карпулинга зачастую используются для организации коммерческих перевозок пассажиров на автобусах. При этом у организаторов таких перевозок отсутствует необходимая регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и лицензия на осуществление перевозок пассажиров.

Законопроект предусматривает двухуровневую систему контроля: правительство РФ контролирует агрегаторы, агрегаторы контролируют водителей.

Для этого агрегаторы заключат с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашения об информационном взаимодействии.

Требование к водителям (фрахтовщикам):

Наличии водительского удостоверения соответствующей категории общего стажа не менее двух лет.

При заключении договора об оказании услуг по использованию информационной системы водитель должен сообщить о наличии либо об отсутствии учетных записей у иных владельцев агрегаторов информации об услугах по перевозке.

Количество поездок, осуществляемых одним водителем, не должно превышать: двух поездок по 100 км в течение суток или одной поездки на 500 км в течение суток или одной поездки свыше 500 км в течение 3 суток.

Требование к транспортным средствам:

Использование транспортных средств только категории М1 — легковых автомобилей массой не более 3,5 тонн и вмещающих не более 8 человек.

Регистрация в России.

Прохождение государственного технического осмотра.

Наличии действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Ограничения транзакций:

Получение и перечисление компенсации водителю только в форме безналичных расчетов.

Ограничение величины компенсации, которую получает водитель Размер компенсации не должен будет превышать предельного размера, определенного в порядке, установленном правительством РФ.

Порядок расчетов:

До поездки пассажир перечисляет на счет агрегатора аванс. После окончания поездки пассажир сообщает об этом агрегатору и тот в течение рабочего дня после исполнения договора фрахтования переводит аванс водителю.

Когда начнет действовать ФЗ

Минтранс РФ предложил отложить срок вступления в силу законопроекта, после дня его официального опубликования, продолжительностью 1 год. Это нужно для принятия подзаконных нормативных правовых актов и проведения подготовительных организационных мероприятий.

Международный опыт

При подготовке законопроекта Минтрансом РФ был изучен международный опыт нормативного правого регулирования карпулинга, в том числе Бельгии, Германии, Канада, США и Франции. Ведомство пришло к выводу, что эффективными механизмами исключения возможности незаконной предпринимательской деятельности являются ограничения величины компенсации, передаваемой пассажирами водителю, количества перевозимых пассажиров в течение одной поездки и
количества поездок в сутки.

Проект закона разработан департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ по результатам анализа предложений членов рабочей группы. Группа была создана Минтрансом РФ поручению заместителя председателя правительства РФ Максима Акимова. В нее вошли представители Минэкономразвития России, МВД России, Минкомсвязи России, органов исполнительной власти субъектов страны и представители экспертного сообщества.